Назад к списку

Что лучше – «1С» или «Excel»?

Учет бизнес-процессов является важным пунктом для оценки текущего состояния дел и оптимального планирования, при условии, если работа систематизирована и нет необходимости собирать информацию по крупицам. Ведь это удобно, когда база данных, в которой содержится информация о клиентах, обо всех поступлениях или оказываемых услугах едина и доступна разным отделам без отрыва от деятельности. Я имею в виду ту самую оптимизацию бизнес-процессов, следствием которой станут исключения ненужных действий. Поэтому сегодня я хочу поговорить с Вами о некотором сопоставлении «1С» и «Excel». Что удобней из этих двух программ? Что оптимально для построения эффективной системы учета? 



«1С» против «Excel»

Довольно часто, при общении с потенциальными клиентами, я слышу о том, что им вполне хватает функционала таблицы от офисного пакета, и они не видят смысла в программах «1С». Все потому что некоторые по-прежнему ассоциируют данное решение лишь с программами для бухгалтера, что является неправдой.

«Excel» – универсальный и массовый продукт, с этим не поспоришь. Практически каждый может воспользоваться данной программой, в отличие от разработок «1С», которые направлены на узких специалистов. Используя «зеленые» таблицы, можно произвольно реализовывать необходимый функционал, который будет удобным: тут и финансовая модель организации со всеми взаиморасчетами, управленческий учет, даже регламентированный, большой выбор визуализации данных, возможность собственноручно расширять возможности программы, используя различные надстройки – все в Ваших руках, все с нуля... 

Хорошо, если Вы только начинаете свой бизнес, постепенно учитывая необходимые данные в таблице по взаимоотношениям с клиентами, поставщиками, контролирующими органами, выстраивая свою произвольную структуру, но как быть дальше, когда база данных станет объемной, а штат сотрудников будет исчисляться десятками? Все так же считать по собственным параметрам? Я за то, чтобы не путать удобство с привычкой, которая зачастую мешает систематизации бизнеса, а следственно - его оптимизации.

Для наглядности давайте представим какие могу возникнуть потребности в автоматизации учета, например, у торговли:


1. Анализ продаж в рамках определенного периода
Руководитель отдела продаж может анализировать данные по продажам. Ему ведь важно понимать выполняется ли план, насколько эффективны его стратегии, чтобы в случае неэффективности вовремя внести корректировку в работу. 


2. Складской учет. 
Нужно ли объяснять, что для продаж также важно понимание наличия товара на складе, какой товар может быть зарезервирован, а какого нет в наличии и что нужно заказать? Думаю, тут и так все понятно. 


3. Ведение базы контрагентов. 
Даже если собственник продает лишь то, что можно купить здесь и сейчас, что характерно для сектора B2C, то с базой поставщиков у него немного другие отношения – договора, первичка... Представьте, насколько это удобно, когда все, что связано с поставщиком автоматически сразу отображается в единой базе? Менеджер, отвечающий за склад, сразу видит наличие товара на складе, другой сотрудник, ответственный за документы, мониторит информацию по их наличию, исполняются ли все обязательства по договорным отношениям, кто и сколько кому должен. А в случае расхождений можно сверить данные за определенный период, сформировав результат менее чем за минуту. 


4. Прибыль организации. 
Сформировать отчет по прибыли не составит большого труда, поскольку все данные по расходам и доходам уже и так присутствуют в базе. При том условии, если информация вносится своевременно, по крайней мере, нужной датой. Тут основополагающий фактор – личная ответственность пользователя. 


Если у Вас не так много клиентов и поставщиков, Вам действительно подойдет «Excel», так как времени предостаточно для конструирования собственных схем в таблице и их заполнений, с последующим распределением документов по различным папкам на компьютере: договора, поставщики, клиенты, клиенты по соседству, клиенты в разработке, клиенты на удаление – бесконечный и увлекательный процесс создания папок в папке. А если информации становится много, удобно ли в этом случае вести учет своей базы? Конечно, всегда есть исключения, порой встречаются организации с большими оборотами, у которых данные по финансам ведутся только в «Excel». Сколько же при этом времени у них уходит на обмен и объединение данными между отделами? Отвечу: много.

Я не представляю, как в большом количестве документов «Excel», организованных произвольной системой, оперативно найти нужный. К примеру, при предоставлении документов на требования от налоговой. Как бухгалтер будет сдавать отчетность в контролирующие органы, когда информация вся разрознена? Бухгалтерия, конечно, может быть на аутсорсинге и некоторых собственников бизнеса, к сожалению, может не волновать какие у данного специалиста могут быть процессы лишь бы балансы сводил. Но даже если так, то как тогда при этом организован процесс обмена документами? Насколько быстро сотрудник на стороне разберется в импровизированной информационной структуре?

Про «1С» такого сказать не могу, поскольку там вся информация структурирована и взаимосвязана:

  • Единая база как для удаленных, так и для штатных сотрудников, в которой можно работать со всеми стандартизированными и произвольными документами;
  • Формирование отчетности в контролирующие органы происходит на основании данных, которые уже отражены в программе, нет необходимости открывать множество файлов, сводить несколько значений в одну таблицу получая итоговые результаты.

«1С», по-хорошему, – многозадачная система, которая направлена как на типовые задачи учета, так и на автоматизацию всех процессов организации в зависимости от сферы деятельности. Основное слово здесь - система. Никто Вам не мешает организовать систему своего бизнеса в «Excel», но зачем изобретать велосипед, когда есть решения, которые покрывают практически все потребности в оптимизации временных, финансовых затрат, помогая систематизировать работу? 


В защиту «Excel»

Наверное, Вам показалось, что я против построения данных в «зеленых» таблицах. Отнюдь. На самом деле я сам частенько веду некоторые дела в «Excel»: если мне нужны произвольные вычисления, если мне необходимо сегментировать данные по клиентам, проводя аналитику по тем параметрам, которых нет в «1С» - да, такое бывает – я иду в «Excel». Проще говоря, в таблицах я занимаюсь вычислениями, нестандартным анализом, но систематизирую все потом все равно в «1С».

Да и потом, для просмотра выгруженных файлов из «1С» все равно понадобиться «Excel», так как данные в «1С» хранятся в электронных таблицах. Вам кажется, что это замкнутый круг? Я скажу по-другому: «1С» и «Excel» идут рядом как два напарника, но у каждого из них свое предназначение, они хорошо дополняют друг друга, но не взаимозаменяют.

Если Вам нужно систематизировать ваши дела с учетом законодательной системы нашего государства, с учетом специфики и направленности бизнеса, тем более, когда дело касается больших объемов информации, то Вам нужен «1С». Если Вам нужны произвольные расчеты, построение стратегии с нуля, визуализация нестандартных данных по аналитике, то к Вашим услугам «Excel». Но гораздо удобней работать с данными решениями одновременно.


Что в итоге – «1С» или «Excel»?

На самом старте, если вопрос именно в финансах на автоматизацию, хотя базовые программы «1С» стоят не таких уж больших денег, я бы воспользовался «Excel». Огромный плюс, в том, что данные из «зеленых» таблиц без потерь можно подгрузить в «1С». Но по мере масштабирования, я бы советовал обратить внимание на программы по автоматизации бизнес-процессов. Их много, и не обязательно это может быть «1С»... 

Переход на «1С» можно осуществить тогда, когда Вы понимаете, что необходимо оптимизировать свои ресурсы, в том числе автоматизировать вопросы по взаимоотношению с клиентами и поставщиками, с надзорными органами. В общем, наладить свои рабочие процессы, чтобы повысить эффективность бизнеса, когда обработка информации будет занимать большое количество времени, а файлы «Excel» уже не будут справляться с объемами вводимых данных.

Однако не каждая «1С» может Вам подойти, нужно учитывать различные факторы: специфику и сферу бизнеса, масштабы, потребность в ежедневных задачах, рутину которую необходимо свести к минимуму. Все индивидуально. Истина, как я уже говорил, где-то между «1С» и «Excel» – она в дополнении друг друга.

На этом, пожалуй, все. Но если возникнут вопросы, то обращайтесь, постараемся Вам помочь. Успешных бизнес-процессов, коллеги!




Тимофей Максимов, 
Руководитель Отдела заботы о Покупателях

Заголовок

Вы можете выбрать стиль текста, его начертание и цвет

© 2003 - 2017 ООО "1-й Советник" ИНН 6659178653