В соответствии с законом № 476-ФЗ от 27.12.2019 в РФ поэтапно переходят на новый порядок выдачи электронной подписи (ЭП). В первую очередь речь идет об усиленных квалифицированных ЭП. С 1 января 2022 года вступили в силу нововведения, кардинально меняющие правила работы с данной электронной подписью. Поскольку поправки уже действуют, о них стоит знать, причем как юридическим, так и физическим лицам. Предлагаем изучить вопрос подробнее, а также разобраться с сервисом 1С:Подпись и что это такое.
Основные изменения в работе с КЭП в 2022 году
Перед перечислением изменений стоит упомянуть, что в 2021 году все удостоверяющие центры (УЦ) прошли процедуру переаккредитации. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 г. аккредитованные по новой схеме УЦ (АУЦ) выдавали ЭП в прежнем порядке. Изначально такие подписи допускалось использовать до 1 января 2022 г., но затем, согласно закону № 443-ФЗ от 30.12.2021, срок был продлен до 31.12.2022 г. При более раннем окончании срока ЭП действует вплоть до его конца. После этого потребуется заменить ЭП по обновленным требованиям.
Важно отметить, что за УЦ, получивших статус аккредитованных уже после 01.07.2021 года, сохранилось право оформлять КЭП для сотрудников по электронной доверенности в машиночитаемом виде (МЧД), т. е. по старым правилам.
Постепенными нововведениями период перехода к новому режиму выдачи ЭП продлили на весь 2022 г. До конца текущего года для подписи документации можно использовать:
- КЭП организации или индивидуального предпринимателя, которая выдана АУЦ до конца 2021 г. Владельцем электронной подписи должен быть сам руководитель, которому не требуется доверенность на действия от юрлица, или ИП.
- КЭП организации, выданной АУЦ в 2022 г. не руководителю, а физическому лицу по доверенности.
С 1 марта 2022 г. вступает в силу положении о том, что физические лица могут подписывать документы от организации или ИП только при наличии МЧД.
Кто выдает КЭП с 01.01.2022 года
Другие нововведения в отношении ЭП коснулись перечня организаций, имеющих право выдавать КЭП руководителям, ИП и физлицам. Изменения ставят целью перейти к такому режиму выдачи сертификатов электронных подписей, при котором КЭП на организацию оформляется только на руководителя, тогда как физлицам нужна своя ЭП, а для подписи от юрлица или ИП дополнительно требуется МЧД. Уже в 2022 г. коммерческие УЦ утратили право выдавать КЭП руководителям. С учетом этого до конца 2022 г. оформить новый сертификат можно:
- в УЦ ФНС или у их доверенных лиц — для руководителей юридических лиц и ИП;
- АУЦ — для персонала компании (в сертификате указывается организация, где работает сотрудник) и для физических лиц (здесь для оформления потребуется МЧД).
По окончании переходного периода, т. е. после 31 декабря 2022 г. УЦ ФНС и его доверенные лица будут выдавать КЭП только руководителям юрлиц и ИП. Физическим лицам, в частности сотрудникам, отвечающим за сдачу отчетности, для оформления ЭП потребуется обращаться в АУЦ.
Как быстро и законно получить квалифицированную ЭП
Необходимость в ЭП возникает у всех, кому нужно сдавать электронную отчетность. Отсутствие сертификата ЭП приводит к невозможности подписать и сдать документацию, что чревато штрафами, санкциями и приостановкой деятельности. Чтобы этого избежать, необходимо:
- Проверить дату выпуска текущей ЭП.
- Если после 1 июля 2021 г. — пока можно ничего не предпринимать, поскольку сертификат действует в течение 12 месяцев. По истечению срока нужно перевыпустить ЭП по новым правилам.
- Если до 1 июля 2021 г., то уже сейчас или в скором времени потребуется обновить сертификат ЭП. Руководителю и ИП нужно обратиться в УЦ ФНС или к доверенному лицу ФНС, а физическому лицу — в АУЦ. Последнее касается компаний, где есть сотрудники, подписывающие документы. Если таковых нет, руководителю достаточно получить сертификат на себя.
Проще и быстрее будет выпустить ЭП, используя сервис 1С:Подпись. С 1 января 2022 г. ее могут получить физические лица и сотрудники юридических лиц. Оформлять ЭП в 1С:Подпись в 2022 г. могут обладатели различных продуктов от 1С, находящихся на официальной поддержке.
Для оформления документов вы можете обратиться к обслуживающему партнеру — компании «1-й Советник». Обращайтесь к нам через сайт или по контактному номеру, и менеджер подробно расскажет про 1С:Подпись и как получить электронную подпись с помощью этого сервиса.
#FORM_DE#